24 июля 1923 года

101 год назад в Петрограде завершился Второй чемпионат СССР

Участники чемпионата СССР и турнира любителей.
Фото с сайта chesspro.ru.

Официально соревнования назывались «Всероссийский турнир-чемпионат». В новорожденном СССР в те годы как раз начали внедрять шахматы в народ, проводились соревнования, а Петроград стал шахматной столицей страны. Помимо основного чемпионата прошел также турнир среди любителей, в который поступило свыше пятидесяти заявок.

В «турнире-чемпионате» приняли участие 13 ведущих маэстро СССР. Главными фаворитами считались Григорий Левенфиш и Илья Рабинович из Петрограда и гость из Москвы Владимир Ненароков. Однако победу ко всеобщему удивлению одержал Петр Романовский. В первом туре он потерпел поражение от Левенфиша, но затем начал выигрывать партию за партией и в итоге набрал 10 очков из 12, на очко опередив своего обидчика, занявшего второе место. Бронзовую медаль разделили сразу три шахматиста: Федор Богатырчук, Федор Дуз-Хотимирский и Владимир Ненароков.

«В 1923 году Всероссийским шахматным союзом было решено провести в Петрограде очередной чемпионат страны. Я начал серьезно готовиться к нему: всю первую половину года участвовал в турнирах (1-й категории), играл тренировочные партии, матчи и т.д. Это не замедлило дать свои положительные результаты…

Большая практика хорошо мобилизовала мои силы, и хотя в дебютно-теоретическом отношении я уступал большинству противников, чувствовал себя подготовленным к турниру неплохо. Серьезное внимание во время турнира я уделил также режиму, который был строг и однообразен. От моей квартиры до места, где происходил турнир, расстояние составляло около четырех с половиной километров. Туры начинались в 6 часов вечера, и я совершал путешествие на турнир пешком, выходя из дома за час с четвертью до начала игры. Утром вставал регулярно в 10 часов. В дни туров, дома, абсолютно не притрагивался к шахматам, никакой индивидуальной подготовки к предстоящей партии не проводил, выбор дебюта, если играл белыми, делал уже за доской.

Физически чувствовал я себя хорошо, играл без большого напряжения и по окончании соревнования особой утомленности не ощущал, несмотря на жесткость регламента: играли по 7 часов в день, за весь турнир был лишь один общий выходной день и два дня для доигрывания» (Петр Романовский, из книги «Избранные партии», Москва, 1954).