Мы всегда ставим максимальные задачи!
На вопросы Екатерины Смирновой отвечает тренер команды гимназии имени Примакова, двукратного победителя финального этапа Всероссийских соревнований «Белая ладья», гроссмейстер Игорь Ягупов
Игорь Петрович, добрый день! Уже через несколько дней, 1 июня, в Сочи стартуют финальные Всероссийские соревнования «Белая ладья». Московскую область который год представляет команда Примаковской гимназии, одержавшая победы в двух прошлых турнирах. Расскажите о своих подопечных. Кто выступает в составе команды, какие у ребят есть достижения?
В этом году за команду Гимназии играют Александр Усов, Святослав Лисенков, Александр Федосов и Оксана Горячкина. Достижений у ребят достаточно, включая победы и призовые места в первенствах России, Европы и мира. Так, буквально месяц назад в апреле Святослав Лисенков стал чемпионом России среди юношей до 15 лет. Александр Усов в начале этого года выиграл международный турнир в Гимназии, в котором участвовали сильнейшие из наших учеников и приглашенные мастера, и завоевал уже вторую норму международного мастера, а в 2023 стал чемпионом области по блицу среди мужчин, опередив нескольких гроссмейстеров. Александр Федосов в 2022 году выиграл первенство ЦФО среди мальчиков до 13 лет. А Оксана Горячкина много раз брала медали первенств России, Европы и мира в разных возрастах, а в 2023 году стала чемпионкой Западной Азии среди девушек до 14 лет.
Вы уже давно тренируете примаковцев? Как вы пришли в Гимназию и кому принадлежала идея создания такой сильной команды?
В Гимназию имени Примакова я пришёл в 2018 году в качестве совместителя (вёл уроки шахмат в рамках всеобуча и кружок для желающих гимназистов) с нагрузкой 12 часов в неделю. Моим основным местом работы тогда была СШОР по летним видам спорта.
У нас в СШОР было много учеников, показывающих высокие спортивные достижения, но с уходом С.А. Нестерова с поста президента ФШМО с 1 января 2020 года отделение шахмат (у меня были группы ВСМ и СШ) неожиданно закрыли, открыв вместо него группы начальной подготовки по бальным танцам. Мотивировали это тем, что танцевальный спорт — олимпийский, а шахматы – нет. Такое решение Минспорта было непонятно и обидно для множества детей и родителей.
Так что из СШОР я ушел и летом того же года директор Гимназии Примакова Майя Отарьевна Майсурадзе, с которой мы были знакомы уже два года, предложила мне принять участие в проекте «Цифровая Гимназия». В рамках этого проекта талантливые дети совершенствовались сразу по двум направлениям: «Искусство» и «Спорт», и одним из видов спорта стали шахматы.
Первый набор шахматистов в Цифровую Гимназию состоялся летом 2020 года, тогда к нам пришли шесть юношей и одна девушка. С 1 сентября 2020 года этот проект успешно развивается. Уже четыре года подряд успехи шахматистов Цифровой Гимназии в личных и командных соревнованиях неуклонно растут. Увеличивается и количество учеников, на данный момент у нас занимается 16 человек. Ребята привыкли соперничать в условиях дружеской конкуренции, это делает их сильнее.
Кто наши основные конкуренты на предстоящем турнире? Легко ли дались команде две прошлые победы?
Уже третий год подряд наши главные конкуренты на всероссийском финале – московская Курчатовская школа.
Турниры 2022 и 2023 годов складывались по-разному. В 2022 году перед последним туром мы с Курчатовской школой набрали одинаковое количество очков, однако у нас были худшие дополнительные показатели. Так что дележ первого места нас не устраивал. Выиграв финальный матч со счетом 3,5:0,5 против 3:1 у Курчатовской школы, мы буквально вырвали победу, опередив соперников на пол-очка (мы набрали 29,5, они – 29).
В прошлом году мы одержали более уверенную победу, выиграв все 9 матчей и опередив курчатовцев на 3,5 очка (31 у нас и 27,5 у них). Но могу сказать, что и тогда играть было нелегко. За каждым успехом нашей команды стоит большая подготовительная работа и максимальная выкладка за доской. Разумеется, мы приложим все усилия, чтобы победить в третий раз подряд. Получится это или нет, покажут соревнования.
На вашей памяти помимо Примаковской гимназии кто-то уже выигрывал финал «Белой ладьи» два года подряд? А три? Может быть, у нашей команды есть дополнительный стимул победить в третий раз – поставить всероссийский рекорд?
Тут ничего сказать пока не могу, поскольку не видел статистической таблицы победителей и призёров «Белой ладьи» за все годы проведения соревнований (с 1969 года). Если такая таблица где-нибудь появится, с удовольствием с ней ознакомлюсь.
Не секрет, что в Гимназии учится много сильных шахматистов. Высокая ли конкуренция, легко ли попасть в сборную?
Набор в Цифровую Гимназию осуществляется на конкурсной основе, поэтому, чем сильнее юный шахматист, тем выше его шансы на зачисление. Так что да, конкуренция высокая. Дополнительно отмечу, что учащиеся занимаются не только шахматами, в Гимназии даётся качественное образование, получение которого требует значительных усилий. К сожалению, не все даже сильные шахматисты справляются с учебной нагрузкой, и у нас уже были печальные случаи отчисления за неуспеваемость.
Есть ли у «Белой ладьи» какая-то специфика, отличающая ее от прочих командных соревнований? Может быть, на этом турнире тренеру приходится тяжелее или, наоборот, легче?
Основная особенность «Белой ладьи» в том, что эти турниры очень неровные по составу. Большинство команд любительские. Из-за этого вырастает значение матчей с сильными командами и особенно с основными конкурентами. Но при этом важно по возможности не терять очков и с аутсайдерами, поскольку каждая такая потеря не только досадна, но и может роковым образом сказаться при подсчете дополнительных показателей.
Мне, как тренеру, тяжело работать на любом детском соревновании (кроме областного этапа «Белой ладьи», где наша команда значительно сильнее всех остальных, так что больших усилий прикладывать не приходится). Мы всегда ставим максимальные спортивные задачи, работа идет на износ. На взрослых турнирах легче, поскольку нет такого строгого спроса за результат, ниже нагрузка, есть время прийти в себя.