Мигель Найдорф
114 лет назад в городе Гродзиск-Мазовецки Варшавской губернии родился международный гроссмейстер, именем которого назван один из самых популярных вариантов Сицилианской защиты, Мигель Найдорф
Как рассказывает сам Найдорф, с шахматами он познакомился случайно. Однажды девятилетний Мигель зашел к своему другу Йосику, но не застал его дома. Отец мальчика господин Фридербаум, скрипач Варшавской филармонии, пригласил Найдорфа в дом. Не зная, как завести беседу, хозяин дома предложил сыграть в шахматы, на что Мигель признался, что не умеет. Чтобы скоротать время, господин Фридербаум объяснил мальчику правила игры. Уже через неделю Найдорф начал обыгрывать своего учителя.
Первым настоящим тренером Найдорфа стал сильный польский мастер Давид Пшепюрка. Позже Мигеля взял под крыло Савелий Тартаковер, который до конца жизни остался для Найдорфа истинным шахматным Учителем. В 30-е годы Найдорф последовательно победил в чемпионате Варшавы, чемпионате Польши и открытом чемпионате Венгрии, а в 1930 в Варшаве выиграл черными у мастера Гриксберга красивейшую партию, которую Тартаковер назвал «польской бессмертной».
1. d4 f5 2. c4 Кf6 3. Кc3 e6 4. Кf3 d5 5. e3 c6 6. Сd3 Сd6 7. 0-0 0-0 8. Кe2 Kbd7 9. Кg5 Ch2+! 10. Крh1 Кg4 11. f4 Фe8 12. g3 Фh5 13. Крg2
13… Сg1!! 14. К:g1 Фh2+ 15. Крf3 e5!! 16. de Кd:e5+ 17. fe К:e5+ 18. Крf4 Кg6+ 19. Крf3 f4!! 20. ef Сg4+ 21. Кр:g4 Кe5+! 22. fe h5×
В начале тридцатых годов сборная Польши, возглавляемая Акибой Рубинштейном, становится одной из сильнейших в мире. В 1930 году поляки занимают первое место на Олимпиаде, а на следующих Турнирах Наций становятся вторыми и третьими. В 1936, 1937 и 1939 годах на первой доске сборной страны уже играл уже Тартаковер, а на второй – его ученик Найдорф. На этих трех Олимпиадах Польша завоевала две серебряные и одну бронзовую медаль, причем в 1939 году в Буэнос-Айресе Мигель показал первый результат на своей доске, набрав 14 очков из 18-и.
Во время аргентинской Олимпиады 1939 года разразилась Вторая Мировая война. Найдорф, еврей по происхождению, не стал возвращаться в атакованную Польшу. Это позволило ему избежать Холокоста: семья гроссмейстера погибла в нацистских концлагерях. Став шахматным лидером Аргентины, Найдорф активно занялся популяризацией шахмат в стране, превратив ее в одну из ведущих шахматных держав.
В 1950 и 1953 годах Найдорф участвовал в турнирах претендентов, заняв 5 и 6 места соответственно. О втором его выступлении ходит забавная история.
«В 1953 году в Швейцарии проходил турнир претендентов на первенство мира. Турнир был очень тяжелым: продолжался почти два месяца и каждый участник играл 28 партий!
— Я вам говорю, — скороговоркой выпаливал русские слова Найдорф. — Первое место в турнире возьмет тот, кто сможет к 28-му туру прибыть в турнирный зал без помощи своего секунданта.
— А кто, по-вашему, возьмет последнее место? — спросили у него, зная его привычку перед турниром предсказывать итоги.
— Штальберг или Эйве, — не задумываясь, ответил Найдорф.
Это пророчество ему припомнили через несколько туров, когда Эйве стал одним из лидеров турнира.
— Тогда последнее место возьму я, — не растерявшись, ответил изобретательный гроссмейстер.
Последнее место все же занял Штальберг».
В 1962 году Найдорф выиграл очень сильный мемориал Капабланки с участием ведущих шахматистов планеты. На счету Мигеля победы почти надо всеми современными ему чемпионами мира: Эйве, Ботвинником, Талем, Петросяном, Спасским, Фишером. Многие сыгранные в блестящем атакующем стиле партии в разработанных Найдорфом вариантах Сицилианской и Староиндийской защиты вошли в золотой фонд шахматного искусства. Под руководством Мигеля сборная Аргентины регулярно становилась серебряным и бронзовым призером шахматных Олимпиад, а сам он прославился сеансами одновременной игры вслепую, в 1947 году сыграв одновременно на 45 досках и установив мировой рекорд.
В 1970 году в Матче века Найдорф сыграл вничью (2:2) с Михаилом Талем на девятой доске. По его инициативе между советскими и аргентинскими шахматистами прошло несколько товарищеских матчей. При всем при этом Найдорф не считал себя шахматным профессионалом. Он успешно занимался бизнесом и, по собственному признанию, на турнирах больше заботился о красоте партий, чем о выигрыше призов. Многие коллеги называли обаятельного лидера аргентинских шахмат не иначе как «Мигель эль Грандэ» («Великий Мигель»). Найдорф был настоящей звездой – достаточно сказать, что его принимали у себя Фидель Кастро, Уинстон Черчилль, Никита Хрущёв, шах Ирана, Хуан Перон, Че Гевара.
Семикратный чемпион Аргентины до последних дней продолжал играть в шахматы. Последний раз в чемпионате страны Мигель участвовал в возрасте 81 года, причем сыграл довольно успешно. Мигель Найдорф ушел из жизни 6 июля 1997 года в возрасте 87 лет в испанском городе Малага, похоронен был в Южной Америке. В Аргентине в память о знаменитом шахматисте создан музей его имени.