01.04.1810

Говард Стаунтон

214 лет назад родился сильнейший мира 40-х годов XIX века, историк, литературовед и создатель знаменитых стаунтоновских шахмат Говард Стаунтон

Точная дата рождения Стаунтона неизвестна, однако считается, что он появился на свет в первых числах апреля. К этому выводу пришёл историк Х. Дж. Мюррей на основании судебной претензии, которую подавал Говард во время тяжбы за наследство. Отцом будущего шахматиста был граф Карлайл, однако, будучи бастардом, после его смерти Стаунтон практически ничего не получил. Нескольких тысяч фунтов, которые ему все-таки выплатили, не хватило даже на получение образования. Говард некоторое время обучался в Оксфорде, но закончить его не смог. Зато именно в знаменитом английском университет Стаунтон научился играть в шахматы.

Переехав в Лондон, Стаунтон знакомится с одним из сильнейших шахматистов страны Александром Макдоннелем. Там же в то время находился и Уильям Эванс – автор гамбита своего имени. С ними, а также с заезжавшими в британскую столицу Сент-Аманом и Уокером, Стаунтон сыграл множество легких партий. Тренировка с такими именитыми соперниками не могла не принести плоды – к 1840 году Стаунтон значительно усилился и выиграл свой первый матч у серьезного соперника – немецкого мастера Поперта.

С 1840 года Стаунтон начал пробовать себя в шахматной журналистике. Сначала он некоторое время вел колонку в журнале «New Court Gazette», потом перешел в «Британский альманах», а после основал собственное издание «Хроники шахматного игрока», которым владел до 1850-х годов. Шахматную колонку в «Illustrated London News» Стаунтон вел с 1845 года и до самой своей смерти. Издатель давал маэстро полную свободу, поэтому его обзоры всегда выходили очень творческими и интересными, охватывая все: от заочных шахмат до успехов молодых игроков.

В 1843 году Стаунтон выиграл серию матчей у еще одной звезды английских шахмат — Джона Кохрейна, и был официально признан первым игроком страны. Однако на международной арене также уверенно выступить не получилось: от сильнейшего французского мастера Сент-Амана Стаунтон потерпел поражение со счетом 3,5:2,5. Смириться с этим Говард не смог и вызвал соперника на еще один матч. На этот раз поединок должен был пройти в Париже и длиться намного дольше. Ставка в том матче была беспрецедентной по тем временам – в пересчете на современные деньги она составила примерно 75.000 фунтов стерлингов.

Ко всеобщему удивлению, Стаунтон убедительно победил со счетом 13:8, хотя Сент-Аман на тот момент считался лучшим шахматистом мира. Секрет успеха англичанина крылся в том, что он заранее изучил партии соперника. Роберт Фишер называл Стаунтона первым шахматистом, который провел настоящую теоретическую подготовку к партии. Поняв, что Сент-Аман любит играть острые интересные позиции, Стаунтон подготовил против него ряд закрытых дебютов, где чувствовал себя намного увереннее соперника.

В 1844 году противостояние двух великих шахматистов должно было продолжиться – Сент-Аман снова вызвал Стаунтона на матч, но тут англичанин тяжело заболел и чуть было не умер от пневмонии. Сент-Аман же вскоре отошел от шахмат, так что соперники больше так и не встретились за доской. За неимением достойных конкурентов в Англии Стаунтон был объявлен чемпионом мира, но во Франции и Германии признавать его таковым не торопились.

Несмотря на это, Стаунтон действительно был на голову выше всех своих конкурентов. Он выиграл матч у Горвица, давая вперед пешку и два хода. Активно играл матчи по телеграфу, написал книгу «Справочник игрока», ставшую настольной для многих поколений шахматистов. С женитьбой Стаунтон тоже отличился: его супругой стала женщина, у которой было 8(!) детей от первого брака.

Большая семья требовала больших расходов. Поэтому в 1849 году маэстро начал выпускать шахматы Стаунтона, которые сейчас считаются золотым стандартом и используются на большинстве соревнований. Производством занимался крупный лондонский завод. На каждом комплекте стоял автограф знаменитого мастера и его фамилия, а Стаунтон получал проценты с продаж.

В 1851 году Стаунтон загорелся идеей провести первый чемпионат мира по шахматам. По его замыслу турнир, который был приурочен к международной лондонской выставке, должен был собрать всех лучших игроков планеты. Также Стаунтон собирался создать Парламент ведущих маэстро, который бы разработал правила розыгрыша чемпионского титула, и выпустить полную «Энциклопедию дебютов». Силами англичан удалось собрать огромный призовой фонд – примерно 350.000 фунтов стерлингов наших дней.

Однако воплотить задумку в полной мере не удалось, большинство сильнейших игроков мира на турнир не приехали. Сент-Аман не планировал возвращаться в шахматы, Кохрейн и Петров не могли надолго оставить службу, Яниш задержался в дороге, а лидер немецких шахмат Адольф Андерсен заявил, что не может позволить себе такие расходы на зарплату школьного учителя.

Чтобы как-то спасти ситуацию, Стаунтон лично оплатил Андерсону дорожные расходы. Это в итоге вышло ему боком: немецкий маэстро и стал победителем турнира, в полуфинале обыграв своего благодетеля. Но на этом злоключения Стаунтона не закончились: в матче за третье место он встретился с Элайджем Вильямсом, известным своими необычайно долгими раздумьями.

Вильямс размышлял над каждым ходом как минимум полчаса. Шахматных часов тогда не было, так что партии могли длиться сутками. Стаунтон во время раздумий соперника ходил решать организационные вопросы, демонстративно ложился спать и в итоге проиграл, в сердцах разругавшись с Лондонским шахматным клубом. Вскоре Говард написал книгу об этом турнире, из которой ясно, что поражение от Вильямса оказалось для него крайне болезненным.

После неудачного выступления в Лондоне Стаунтон решил снова вернуть себе репутацию сильнейшего игрока планеты. Он выиграл матч у Яниша и вызвал на поединок Андерсона, но тот в итоге так и не состоялся. Встрече двух знаменитых шахматистов мешали то болезни Стаунтона, то работа Андерсена, а потом в середине матча Стаунтона против второго немецкого шахматиста барона фон дер Лаза у него вдруг начались проблемы с сердцем. Матч пришлось сдать, а сам Стуантон после этого ушел из шахмат, начав заниматься редактированием текстов пьес Уильяма Шекспира.

Вскоре на шахматном небосклоне взошла звезда Пола Морфи. Молодой американец приехал в Европу, вознамерившись сыграть с двумя знаменитыми шахматистами: Андерсеном и Стаунтоном. И если немецкого маэстро Морфи победил, то матч с англичанином так и не состоялся. В 1858 году оба шахматиста участвовали в турнире в Бирмингеме, но не встретились: Стаунтон вылетел из второго круга, уступив Левенталю. Впоследствии Морфи несколько раз бросал Стаунтону вызовы, которые неизменно отклонялись. Недоброжелатели Стаунтона обвинили его в трусости, Пол и Говард даже встречались лично, но так и не сыграли.

Несмотря на это, Стаунтон всегда очень высоко отзывался о шахматном таланте американца. По мнению Роберта Фишера, в период своего расцвета английский маэстро мог бы достойно противостоять Морфи, однако к этому моменту Стаунтон был уже не молод и тяжело болен.

Именем Стаунтона назвал гамбит 1.d2-d4 f7-f5 2.e2-e4 в голландской защите, знаменитый англичанин внес большой вклад в развитие ферзевого гамбита и защиты Тарраша. Излюбленный первый ход Стаунтона был 1.с4 позже получил название «Английское начало».

Говард Стаунтон скончался 22 июня 1874 скончался на рабочем месте от сердечного приступа. В Англии в память о нем прошло множество турниров самого высокого уровня.