Роберт Фишер
81 год назад родился одиннадцатый чемпион мира Роберт Джеймс Фишер
В шахматы Фишера научила играть его сестра Джоан, когда ему было шесть лет. С тех пор новое увлечение полностью захватило мальчика. Он перестал общаться со сверстниками, поскольку те не могли составить ему компанию за доской, и дни и ночи проводил за игрой. Маленький Бобби настолько глубоко погрузился в мир 64-х клеток, что его обеспокоенная мать даже дала объявление в газету о поиске увлекающихся шахматами детей, но безуспешно.
В десять лет Фишер выступил в своем первом турнире и выиграл его, в 13 стал мастером, а в 14 – самым молодым в истории чемпионом США среди мужчин. Победа в чемпионате страны дала Фишеру право участвовать в межзональном турнире. Перед началом соревнований Фишер посетил Москву, где сыграл тренировочные блиц-матчи с Тиграном Петросяном и Евгением Васюковым. В межзональном турнире он поделил 5-6 места, отобрался в турнир претендентов и перевыполнил норму гроссмейстера, в 15 лет став самым молодым обладателем этого звания в истории.
В это же время Фишер оставляет школу, чтобы полностью посвятить себя шахматам. «Всё, что я хочу когда-либо делать, — это играть в шахматы», — говорил Роберт Джеймс. В журнале «Америка» выходит статья Гарольда Нонберга о Фишере «15-летний Моцарт шахматной доски».
В турнире претендентов Фишер выступил неудачно, поделив 5-6 места. Причем матч победителю Михаилу Талю он проиграл с «сухим» счетом – 4:0. В 1962 году он снова выходит в турнир претендентов в Кюрасао, блестяще выиграв межзональный турнир в Стокгольме, но становится лишь четвертым. После этого турнира Фишер публично обвинил трех первых призеров: Тиграна Петросяна, Ефима Геллера и Пауля Кереса, — в ничейном сговоре и на три года прекратил выступать в соревнованиях.
Фишер прекрасно владел иностранными языками, зарубежную шахматную литературу он изучал в оригинале. Русский язык Фишер выучил только для того, чтобы иметь возможность читать советские шахматные книги. Помимо феноменальной силы игры, Бобби еще в начале своей карьеры прославился своим экстравагантным поведением и громкими заявлениями. Выступления Фишера в турнирах сопровождали скандалы, он требовал к себе особого отношения, регулярно выдвигал организаторам соревнований требования, иногда невыполнимые. Вернувшись в шахматы в 1965 году, Фишер уверенно лидировал на межзональном турнире в Сусе, но под надуманным предлогом снялся с соревнований.
В 1971 году Фишер заиграл в феноменальную силу. Он выиграл межзональный турнир с отрывом в 3,5 очка от второго призера, а в претендентских матчах разгромил Марка Тайманова и Бента Ларсена со счетом 6:0. Тиграну Петросяну удалось оказать немного больше сопротивления – матч закончился со счетом 6,5:2,5. Победив Тиграна Вартановича, Фишер вышел на матч с чемпионом мира Борисом Спасским.
Этот матч стал одним из самых известных и скандальных в истории шахмат. Начав с двух нулей – первую партию Фишер проиграл, потеряв слона, на вторую не явился и получил техническое поражение, — американец в итоге победил со счетом 12,5:8,5. После обретения долгожданного звания чемпиона мира все ожидали от Фишера новых побед, но тот неожиданно ушел из шахмат. Он отказался от матча с новым претендентом Анатолием Карповым, прекратил выступать в турнирах и начал вести жизнь затворника. Только в 1992 году в Югославии по инициативе местного банкира Фишер снова сыграл матч со Спасским, который сам называл «матчем на первенство мира». Американец вновь победил, на этот раз со счетом 10:5.
Из-за ряда скандалов и антигуманных заявлений на своей родине, в США Фишер был объявлен в розыск. После завершения шахматной карьеры бывший чемпион жил во многих европейских странах, от Венгрии до Филиппин, и в конце концов осел в исландском Рейкьявике – городе, где когда-то испытал высший триумф. Там он и ушел из жизни 17 января 2008 года.
Фишер внес неоценимый вклад в развитие шахмат. Роберту Джеймсу принадлежит идея контроля времени с добавлением, который сейчас повсеместно используется в турнирах, он же придумал шахматы Фишера, где начальное положение фигур определяется жребием.
Именно благодаря Фишеру в шахматах, серьезно зарабатывать которыми до него было практически нереально, появились приличные призовые деньги. То, что для своего участия в турнирах он регулярно выдвигал беспрецедентные финансовые условия, привело к улучшению жизни всех шахматистов. Борис Спасский шутил о нем: «Фишер — наш профсоюз», а сам Фишер говорил: «Я добьюсь того, чтобы к шахматам относились с не меньшим уважением, чем к боксу. Сколько бы ни запросил Мохаммед Али за своё очередное выступление, я потребую больше».