«Мне была оказана большая честь»
О Юрии Рафаэловиче Дохояне рассказывает глава Тренерского совета ФШМО Владимир Поткин

Фото из личного архива.
Где вы впервые встретились с Юрием Дохояном?
С Юрием Рафаэловичем мы познакомились во время Олимпиады в Ханты-Мансийске в 2010 году. Он возглавлял женскую сборную России, и было видно, с какой энергетикой команда приходила на игру. В итоге сборная не только выиграла все матчи и завоевала золотые медали — Юрий Рафаэлович заложил фундамент профессиональной подготовки, который принёс команде много побед и работает по сей день.
Какие еще совместные турниры вам запомнились?
Для меня было большой честью работать вместе с Юрием Дохояном с мужской сборной России, начиная с Олимпиады 2012 года в Стамбуле. Особенно памятным оказался чемпионат мира 2013 года в Анталье. На старте наша сборная проиграла США и сыграла вничью с Китаем. Именно в такие трудные моменты и проявляется искусство тренера. Юрию Рафаэловичу удалось не только встряхнуть коллектив, но и вселить уверенность в каждого. По ходу чемпионата мы стали свидетелями рождения настоящей, сплоченной команды, что и принесло нам итоговую победу. На закрытии наши ребята устроили импровизированное качание тренера на руках.

Фото из личного архива.
Вы вместе работали с Сергеем Карякиным – расскажите об этом.
При подготовке Сергея мы проделали большой и успешный путь в одной команде. Первым опытом стал турнир претендентов в Ханты-Мансийске в 2014 году. В тот год Сергей проявил спортивный характер и был близок к победе. В дальнейшем мы продолжили сотрудничество и в 2016 году работали с ним на победном турнире претендентов в Москве и на матче в Нью-Йорке. Победа Сергея в Москве, упорная борьба в матче с Карлсеном и выигрыш чемпионата мира по блицу стали наивысшими наградами за наш вместе с Юрием Дохояном командный труд.

Фото из личного архива.
Каким человеком он был?
Мы со всей теплотой называли Юрия Рафаэловича Сэнсэем. Это отражало наше восхищение им как великим наставником. Своим постоянным стремлением к работе и к познанию нового в шахматах Юрий Рафаэлович заряжал и мотивировал нас. Современные компьютеры совершили революцию в дебютной теории. Но, когда я снова смотрю на наши совместные аналитические труды, каждый раз вижу, что практически все оценки Сэнсэя прошли проверку временем и остаются монолитом в современной теории.
У наставника всегда были высокие требования к точности исполнения не только за шахматной доской. Однажды во время сборов мы играли на пляже в бочу. Когда я допустил несколько промахов, Сэнсэй сильно пожурил меня, но уже через несколько минут мы весело смеялись и обсуждали последние шахматные партии.
Покойтесь с миром, Юрий Рафаэлович, мы будем продолжать наше общее дело.