13.08.1908

Сергей Каминер

116 лет назад родился шахматный композитор Сергей Михайлович Каминер

Сергей Каминер появился на свет в Нижнем Новгороде. Школу он окончил в Романов-Борисоглебске, а в возрасте 12 лет поступил учеником слесаря на нижегородский завод. Позже его семья переехала в Петроград, где юноша заинтересовался шахматами и познакомился с самим Михаилом Ботвинником. Вскоре он начал составлять этюды. С будущим чемпионом мира Каминеру даже довелось сыграть, и, кстати, благодаря Ботвиннику три их самых первых партии сохранились.

«Каминер был немного старше меня, а познакомились мы, когда мне исполнилось тринадцать. Как только он увидел меня в Петроградском шахматном собрании, что помещалось на Владимирском проспекте (ныне там театр им. Ленсовета, а тогда был игорный клуб), сразу предложил сыграть тренировочный матч из трех партий. Я был настолько слабее Сережи, что даже не понял, почему же проиграл все три партии.

Ходил он ко мне на Невский, а я к нему – на Сергиевскую. Жил он с матерью и младшей сестрой. Нас оставляли одних в большой светлой комнате. Занимались шахматами, анализировали Сережины этюды. Когда надо было поразмяться, Сережа учил меня боксу, которым увлекался ранее (плечи у него были широкие, лапы – здоровые; мои нос и очки он щадил…).

Сережа болезненно переживал, что я его обгонял по турнирным успехам: он был невысокого мнения о моих шахматных способностях. «Почему это все вам проигрывают?» – спрашивал он меня с недоумением, когда в полуфинале чемпионата Ленинграда 1926 года я добился почти стопроцентного результата. Но как он радовался, когда с ходу показал выигрыш в ладейном конце в отложенной позиции моей решающей партии с Шебаршиным!» (Михаил Ботвинник).

Свой первый этюд 16-летний Каминер опубликовал в 1924 году, а уже в 1925 стал одним из признанных мастеров шахматной композиции. Бывало, с этюдами Каминера не мог справиться сам Леонид Куббель. Из 65 составленных Каминером этюдов 27 были отмечены высокими отличиями на конкурсах, 3 получили высший приз, 9 – второй или третий, 12 вошли в «Альбом ФИДЕ» за 1914-1944 годы. С 1932 по 1938 вместе с Сомовым-Насимовичем Каминер редактировал отдел этюдов газеты «64», где опубликовал ряд методических статей, и был судьей на проводимых газетой этюдных конкурсах.

В 1926 году Каминер поступил на химический факультет московского МВТУ им. Баумана, где отучился на инженера-химика. Выделять время на игру в турнирах он больше не мог, поэтому остался всего лишь первокатегорником. Жил в Москве и Ленинграде, работал инженером-технологом, получил повышение до начальника технического отдела управления «Главрезина» и при этом успевал составлять этюды. Однако в начале тридцатых годов Каминер попал в жернова репрессий.

«Была осень 1937 года. Я играл в Москве матч на первенство СССР с Григорием Левенфишем. Неожиданный телефонный звонок, и в номер гостиницы «Националь» является Сережа Каминер. «Здесь в тетради, – говорит он, – все мои этюды, которые еще не доработаны. Возьмите их себе. Боюсь, что у меня они пропадут». Его предчувствие оправдалось…

Долго хранил я эту тетрадь. В 50-е годы я известил наших композиторов, что тетрадь Каминера у меня. Сейчас этюды С. Каминера опубликованы и тетрадь Сережи снова вернулась ко мне. Чернила почти выцвели. На тетради рукой Каминера написан какой-то пензенский адрес; он, кажется, объяснял мне, для чего этот адрес нужен – насколько помню, там жили его родные…» (Михаил Ботвинник).

Сергей Каминер был арестован 17 августа 1938 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен Верховной коллегией Верховного суда СССР 27 сентября и в тот же день расстрелян. Останки похоронили на подмосковном полигоне Коммунарка.

«В последние годы жизни, оборвавшейся так рано и трагично, Сергей, в былые времена поражавший творческой активностью, опубликовал всего пару этюдов, что наверняка объяснялось гнетущей атмосферой арестов на его новом месте работы – в Наркомате тяжелой промышленности. Вокруг разрывались снаряды, кучками вырывавшие из рядов сослуживцев» (Рафаэль Кофман).

В 1956 году имя Каминера было реабилитировано. В 1981 году шахматный композитор Рафаэль Кофман издал сборник избранных произведений трагически ушедшего маэстро, куда вошли как ранее изданные этюды, как и неизвестные, сохраненные Михаилом Ботвинником.