08.08.1959

Леонид Юдасин

65 лет назад в Ленинграде родился международный гроссмейстер, олимпийский чемпион в составе сборной СССР Леонид Григорьевич Юдасин

Леонид появился на свет в интеллигентной семье инженеров и сам в дальнейшем выбрал ту же специальность. Отец, увлекавшийся шахматами и шашками, научил его искусству игры на 64-х клетках, а первым тренером Юдасина-младшего стал мастер Георгий Лисицын. Разглядев способности мальчика, тот посоветовал родителям отдать его во Дворец пионеров – городскую кузницу талантов.

Там под руководством опытного тренера Александра Черепкова в 17 лет Юдасин стал кандидатом в мастера, а в 19 после успешного выступления в турнире спортобщества «Буревестник» — мастером. Но тут судьба подставила ему подножку.

«По-настоящему я столкнулся с антисемитизмом и дискриминацией, когда учился в Ленинградском политехническом институте. Чтобы отвести от себя внимание общественности и соответствующих органов, проворовавшиеся сотрудники института придумали какой-то мифический сионистский заговор, сделав меня его руководителем. Я даже не знал тогда толком, что такое сионизм, и не желал каяться, не понимая за что.

Изгнание из института, столь же унизительное, сколь и бесполезное хождение по инстанциям, служба в армии, правда, кратковременная, принудительное лечение в сумасшедшем доме открыли мне глаза на то, в какой стране я живу, и на то, каким я сам должен быть. Если бы не помощь настоящего русского интеллигента, профессора Дмитрия Михайловича Васильева и, если бы не вмешалась шахматная общественность города в лице замечательного человека и тренера Владимира Григорьевича Зака, меня бы могли посадить в тюрьму» (Леонид Юдасин).

Шахматист все-таки доучился заочно, а в 1981 году сенсационно вышел в финал чемпионата СССР. В следующем году 23-летний Юдасин успешно выступает в международных турнирах в Минске и Будапеште, благодаря чему завоевывает звание международного мастера. В 1984 году Юдасин стал чемпионом Ленинграда и обладателем Еврокубка в составе команды «Труд», а вскоре снова отобрался в Высшую лигу чемпионата страны.

В 1988 году Юдасин первенствовал в Кубке СССР по рапиду, набрав 8 очков из 11 и на тай-брейке обыграв Михаила Красенкова. В 1990 году Леонид разделил 1-4 места в зональном турнире с Дреевым, Шировым и Лпутяном, отобрался в межзональный турнир, а оттуда и в соревнования претендентов. За этот успех молодому шахматисту присвоили звание гроссмейстера. В том же году Юдасин разделил 1-4 места в чемпионате СССР с Белявским, Бареевым и Выжманавиным, по дополнительным показателям взяв бронзовую медаль.

Вице-чемпион страны был включен в качестве запасного в советскую сборную и на Олимпиаде того же года набрал внушительные 7 очков из 9, внеся весомый вклад в итоговое «золото» команды. А вот игра в претендентских матчах у Юдасина не задалась. В 1/8 финала Леонид встретился с одним из главных фаворитов турнира Василием Иванчуком и потерпел поражение со счетом 0,5:4,5. Через три года уже в чемпионском цикле по версии ФИДЕ Юдасин отобрался в матчи претендентов, разделив второе место на отборочном в Биле. Здесь его соперником стал другой сильнейший гроссмейстер Владимир Крамник, одержавший победу со счетом 4,5:2,5.

После распада Советского Союза Юдасин переехал в США, а после получил гражданство Израиля. Гроссмейстер неоднократно становился чемпионом Израиля, выступал за сборную этой страны на олимпиадах, боролся за медали Еврокубка в составе «Беэр-Шева» и религиозной команды «Элитцур», известной тем, что несколько раз пропускала решающие матчи, когда они приходились на шабат. Несмотря на это, большую часть времени Юдасин проводит в Америке, где тренировал одну из сильнейших шахматисток страны Ирину Круш и известного гроссмейстера и комментатора Мориса Эшли.

С начала 90-х годов Юдасин начал вести религиозный образ жизни, погрузившись в ортодоксальный иудаизм. Он написал немало статей на религиозную тему, а также историко-философское исследование «Тысячелетний миф шахмат».

«Я вообще никогда не был только машиной для делания ходов на шахматной доске. Даже когда, будучи профессионалом, я отдавал шахматам дни и ночи, то наряду с дебютами, миттельшпилем, эндшпилем пытался понять философию, социальную суть шахмат, определить, что они значат для меня лично и для человечества в целом. Сейчас можно купить написанную мной книгу «Тысячелетний миф шахмат», над которой я работал пять лет. Изучал, анализировал их с точки зрения истории, психологии, математики… Только на сбор материалов мне потребовалось полтора года» (Леонид Юдасин).

Юдасин нередко выступает с лекциями, пишет статьи на шахматную тему, в которых не только анализирует партии текущих турниров, но и пытается заглянуть в будущее древней игры.

«Теперь не нужно так напрягать серые клеточки мозга, большую часть работы за тебя сделает компьютер. Общий уровень за последние десять лет чрезвычайно вырос, но одновременно произошла девальвация шахматных званий. Устарела квалификационная система. Очень много склок, раздоров, что всех чрезвычайно нервирует и, может быть, в какой-то мере отпугивает от шахмат детей, их родителей и потенциальных спонсоров. Широким фронтом идут на штурм Олимпа китайцы, а женщины-китаянки уже доминируют. Китайские шахматисты – и мужчины, и женщины – это живые компьютеры, великолепные счетчики без нервов» (Леонид Юдасин).