Яков Владимиров
88 лет назад в Москве родился трёхкратный чемпион мира по шахматной композиции Яков Георгиевич Владимиров
Яков Владимиров увлекся шахматной композицией с юных лет. Свою главную страсть он успешно сочетал с преподавательской деятельностью: окончил Московский авиационный институт, в котором позже стал доцентом. Его первая задача была опубликована 26 мая 1955 года.
Владимиров написал более 50 научных работ, из них 10 монографий, более 10 учебников и 12 брошюр («Как решать задачи и этюды», «Творцы шахматной красоты», «1000 приключений на шахматной доске», «1000 шахматных загадок», «1000 шедевров шахматной композиции», «1000 шахматных этюдов», «1000 шахматных задач» и т.д.). Одна из тем в шахматной композиции носит его имя.
Яков Георгиевич трижды становился чемпионом мира по шахматной композиции в личном зачете, восемь раз в составе сборных СССР и России. Семь раз выигрывал чемпионат СССР и три раза – чемпионат России по композиции. Заслуженный мастер спорта России и международный гроссмейстер, Владимиров был награжден медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
Долгие годы Владимиров вел отдел композиции в журнале «64 – Шахматное обозрение», написав множество статей. Возглавлял комиссию по шахматной композиции Российской шахматной федерации, внеся большой вклад в развитие этого искусства в нашей стране.
«В разные исторические периоды композиторы ряда стран под влиянием личных вкусов или творчества своих коллег начинали развивать отдельные элементы задачи. Иногда пристрастие к какому-то художественному критерию становилось особенно заметным из-за всеобщего признания или в результате выдающихся достижений большой группы составителей. В таких случаях принято говорить о появлении школы, причем национальная принадлежность совершенно необязательна для характеристики того или иного направления. Первые школы зародились в начале второй половины XIX века, и каждая из них нашла яркое отражение в своем жанре. Британские проблемисты особенно прославились в области двухходовой задачи. Чешские авторы лучшего всего выражали свои идеалы в трехходовой форме. В жанре же многоходовки господствовали представители так называемой старонемецкой школы» (Яков Владимиров).