Макс Эйве
123 года назад родился пятый чемпион мира, президент ФИДЕ 1970—1978 годов гроссмейстер Махгилис (Макс) Эйве

Будущий чемпион мира появился на свет в семье учителя младших классов церковной школы Корнелиуса Эйве и его жены Элизабет. У Макса было три брата и две сестры. Позже Корнелиус перешел работать в гражданскую школу и начал давать уроки музыки (скрипки и фортепиано), к которой приобщил и своих детей.
Шахматы в семье Эйве были в почете. Каждую неделю в их доме проходили турниры для друзей и знакомых. Макс познакомился с правилами игры в четыре года и вскоре уже начал обыгрывать родителей. Школьником Эйве вступил в юношеский шахматный клуб, куда допускались шахматисты 16—23 лет, однако для талантливого мальчика было сделано исключение. В 12 лет он был принят в шахматный клуб Амстердама, в 13 победил в сеансе одновременной игры известного мастера Яна Виллема те Кольсте, а еще через год начал участвовать в голландских турнирах.
В 1917 году Эйве заработал свой первый денежный приз, войдя в группу «Б» чемпионата страны. К этому времени в шахматном клубе он уже успел познакомиться с Таррашем, Рети, Тартаковером, Мароци. Последний на долгие годы стал его близким другом.
Однако главной страстью Эйве была математика, к которой он проявлял незаурядные способности еще в школе. В 1918 году Макс поступил на соответствующий факультет Амстердамского университета, но даже во время учебы находил время играть в турнирах. В дальнейшем его шахматные успехи постоянно перемежались с научными.
В 1919 году Эйве разделил 2-3 места в чемпионате Нидерландов, а в 1920 победил в сеансе одновременной игры Эмануила Ласкера. В 1921 сдал кандидатский экзамен и впервые выиграл чемпионат страны (позднее он повторит этот успех еще двенадцать раз).
В 1923 году Эйве окончил университет и отправился в шахматное турне по Нидерландам, дав 15 сеансов одновременной игры. В том же году он выиграл традиционный рождественский турнир в Гастингсе. В 1924 году стал финалистом первого чемпионата мира среди любителей, прошедшего в июле в рамках Летних олимпийских игр в Париже. Тогда же во второй раз выиграл чемпионат страны, победил в матче взявшего серебряную медаль Жака Давидсона и познакомился с Каро Бергман, на которой вскоре женился.
В 1926 году Эйве защитил докторскую диссертацию и получил назначение на должность преподавателя математики в женском лицее в Амстердаме. В то же время амстердамский шахматный клуб подбирал своему лидеру достойного соперника для матча. После отказов Ласкера и Боголюбова удалось договориться с Александром Алехиным, который как раз готовился к матчу на первенство мира против Капабланки. Эйве уступил с минимальным счетом, проиграв в решающей десятой партии.
В 1927 году Эйве возглавил сборную Нидерландов на Олимпиаде, набрав 10,5 очков из 15 и проиграв только одну партию Грюнфельду. В 1928 выиграл чемпионат мира среди любителей, который на этот раз проходил в Гааге, и разделил 3-4 места на сильнейшем турнире в Бад-Киссингене, в 1929 успешно выступил на турнире в Карлсбаде. В том же 1929 году Эйве опубликовал математическую работу, доказывающую, что при существующих правилах шахматная партия может длиться бесконечно.
Скоро он победил в очередном рождественском турнире в Гастингсе, опередив самого Капабланку, а затем сыграл с кубинцем матч, в котором уступил со счетом +0 −2 =8. В 1932 году Эйве сыграл вничью матч с Флором и поделил второе место на турнире в Берне. В 1933 в очередной раз выиграл чемпионат страны. К этому моменту Эйве стал рассматриваться как один из главных претендентов на шахматную корону, однако принял решение… завершить шахматную карьеру, чтобы сосредоточиться на математике.
Не бросать шахматы Эйве уговорил его друг Ганс Кмох. Он же посоветовал ему бросить вызов чемпиону мира Александру Алехину. В матче, который стартовал 3 октября 1935 года, в успех претендента почти никто не верил. И поначалу прогнозы оправдывались: после 7 партий Алехин лидировал со счетом 5:2. Но Эйве удалось переломить ход борьбы и сначала сравнять счет, а потом и выйти в лидеры. В последней партии, опережая соперника на очко, в выигранной позиции доктор Эйве принял предложение ничьей и стал новым чемпионом мира.
«То, что Эйве играл матч 1935 года лучше, — совершенно очевидно… Выиграв у Алехина, он вошел таким образом в плеяду шахматных апостолов» (Борис Спасский).
В ранге чемпиона мира Эйве победил в Бад-Наугейме и Амстердаме, блестяще начал сильный турнир в Ноттингеме, одержав 4 победы подряд, однако в итоге разделил только 3-5 места. В 1937 году состоялся матч-реванш на первенство мира, в котором фаворитом считался уже Эйве, однако Алехину удалось убедительно победить со счетом 15,5:9,5.
После Второй Мировой войны Эйве занял второе место вслед за Михаилом Ботвинником на турнире в Гронингене. Был приглашен в матч-турнир на первенство мира, однако занял последнее пятое место. В силу возраста (экс-чемпиону скоро должно было исполниться 50) в конце 1940-х годов Эйве уже не мог показывать прежних результатов и стал постепенно отходить от турнирной практики. Эйве переключился на научную деятельность, однако все равно продолжал регулярно играть в чемпионатах страны и выступать за сборную Нидерландов на Олимпиаде.
В 1959 году Эйве стал директором Исследовательского центра по автоматической обработке данных. Также экс-чемпион мира возглавил учрежденную Европейским сообществом по атомной энергии комиссию, изучавшую способности компьютера к игре в шахматы. В 1964 году Эйве занял пост профессора в Высшей экономической школе в Роттердаме, после стал профессором Тилбургского университета. В 1971 году Эйве покинул университет, поскольку у него появилась другая важная должность.
В 1970 году Макс Эйве, выдвинутый группой ведущих гроссмейстеров, был единогласно избран на пост президента ФИДЕ, на котором провел два четырехлетних срока. Президентство Эйве было непростым – он регулярно вынужден был улаживать конфликты между западным и советским блоком, находящимися в состоянии холодной войны. Во многом именно благодаря дипломатичности Эйве, который несколько раз шел на уступки претенденту, состоялся скандальный матч Фишера со Спасским. Также доктор Эйве много сделал для популяризации шахмат в мире, сыграл важную роль в принятии рейтинга Эло.
Макс Эйве ушел из жизни 26 ноября 1981 года в возрасте 80 лет. В память о Шахматном логике, как называл его Тартаковер, в Амстердаме открыта площадь Макса Эйве, на которой расположены памятник чемпиону, музей и шахматная доска под открытым небом. В 1987—1996 годах в Нидерландах проводились мемориалы Макса Эйве с участием сильнейших гроссмейстеров мира.